‼️Такая простая сунна, оказывается тяжёлой для многих мусульман‼️
В последнее время участилось, что сестры встречая друг друга на улице не дают Салям друг другу, а что ещё хуже, не отвечают и не возвращают Салям, который им дали, либо написали, либо начинают писать не дав Салям!
Сказал ибн Абдуль-Барр, да смилуется над ним Аллах: "Довод на обязанность ответить на салям, служат слова Всевышнего Аллаха: "Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым" (Ан-Ниса,86). (См: "Тамхид" 5\288-289).
Шейх С'ади, да смилуется над ним Аллах, в толковании этого аята писал: "Всевышний приказал правоверным отвечать на любое приветствие, которым их приветствуют, еще более прекрасными словами и еще более теплой улыбкой или же ограничиться таким же приветствием. Из этого следует, что мусульманам запрещается вообще не отвечать на приветствие или же отвечать приветствием, которое уступает первому"
Сказал Куртуби, да смилуется над ним Аллах: "Сошлись ученые на том, что начинать первым салям является побуждаемой сунной, а ответить на него является обязательным" (См: "Тафсир Куртуби" 5\298).
Также о единогласном мнении этого вопроса передается от ибн Таймии, да смилуется над ним Аллах. (См: "Адабу Шариъа"1\379).
А также как говорят ученые: "Ответить является обязательным тому, кто поприветствовал его. И он совершает грех, если не сделает это, так как он ослушался велению Всевышнего Аллаха". (См: "Тафсир ибн Касир" 1\532).
Поистине, не отвечать на салям является отвратительным и порицаемым поступком. И многие из людей были испытаны этим в наше время, и быть может, толкает их к этому – гордость и тщеславие. Таким людям надо сказать: Кто вы? Откуда вы вышли? "Да сгинет человек! Как же он неблагодарен! Из чего Он сотворил его? Он сотворил его из капли и соразмерил (или предопределил стадии его развития)" (Абаса,17-18-19).
Вы разве выше своим достоинством и положением, нежели посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?! А ведь он (мир ему и благословение Аллаха) отвечал на салям младшим, старшим, рабам и вольноотпущенникам. "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день". (Аль-Ахзаб,21). Просим Аллаха прямого руководства и помощи!
Однако ответ на приветствие является фардул-кифая. Если среди мусульман кто-нибудь ответит, то для остальных это обязанность отпадает, но если все оставят, то все впадают в грех.
Сказал ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах: "Достаточно саляма одного из группы мусульман, и отвечает на приветствие один из них". (См: "Адаб"1\379).
Шейх Усаймин, да смилуется над ним Аллах, говорил: "Если начинать с саляма – сунна, то поистине, отвечать фардуль кифая, если выполнил его тот, кто будет достаточным, то достаточно и для остальных. Поэтому, если поприветствовали группу мусульман, затем ответил кто-то из них, то этого достаточно для остальных". (см. "маджму аль-фатауа Усеймин" 2/18).
Ведь дать или вернуть Салям это один из простых способов получить награду... Всего несколько слов, а можно получить от 10-30 наград за это ин шаа Аллах.
Однажды, когда наш любимый Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети вместе со своими сподвижниками, к нему пришел некий человек и сказал: "ас-Саляму ‘алейкум". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на приветствие этого человека, после чего этот человек сел, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Десять".
Потом пришел другой человек и обратился к присутствовавшим со словами: "ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил на его приветствие. Он также сел. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Двадцать".
Вслед за этим пришел третий человек и поприветствовал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присутствующих, но уже словами: "ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил и на его приветствие. А когда, тот также сел, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тридцать". аль-Бухари в "Адабуль-муфрад", 986. Хадис достоверный. См. "Сахиха", 183.